Есть явные признаки нарушений речи. Если не употребляет в предложении простые предлоги (в, под, за, из, с, на) и союзы (если, когда, потому что). В 4 года не знает названий цветов, не может рассказать ни одного стихотворения, не способен изъясняться сложными предложениями. К этому возрасту в речи должны появиться свистящие (з. с, ц), чуть позднее — шипящие (ч, щ, ш, ж). В 5 лет малыш полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (фрукты, одежда, Животные). Сонорные звуки Ср. л), как правило, выговариваются у него к 5 — 5 с половиной годам. Самая большая трудность случается с буквой «р». Она усваивается детьми последней. Не стоит волноваться, когда ваш 3-летний кроха не выговаривает этот звук. Обычно это временный период, когда речь только развивается. Наиболее оптимальный вариант для полного усвоения буквы «р» — 5—6 лет. До этого возраста специальное лечение и особые тренировки не требуются. Вот дальше уже есть опасение, что дефект останется на всю жизнь. Тогда проконсультируйтесь с логопедом. Он определит, почему звук не удастся произнести правильно. Иногда малыши вместо «р» говорят. Глотают «р» в окончаниях или произносят только в некоторых словах, чаще в середине слова. А порой произносят при помощи гортани. Этот вариант — один из первых признаков беспокойств. Ежедневно выполняйте с ребенком артикуляционную гимнастику — простые упражнения для тренировки язычка. Причем ребенок должен видеть не только лицо взрослого, но и своё. Для этого воспользуйтесь зеркалом. · Большой пальчик ребенок кладет под язык и начинает двигать им вправо-влево. Получается эдакое «заведение моторчика». · Растянуть губки в улыбку и начать чистить кончиком языка заднюю сторону верхних зубов. При этом важно не двигать нижней челюстью. · Цокать язычком, изображая лошадку. · Верхняя и нижняя губа прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. · Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бугорках, затем опускается на нижние зубы. · Рот широко открыт; Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д». После того как кончик языка будет свободно занимать положение за верхними зубами, а рот научится быть широко открытым, попробуйте вызвать звук «р». Только не спешите, чтобы не вышел горловой «р». Упражнения укрепят мышцы артикуляционного аппарата и помогут ребенку в дальнейшем легко выучить букву «р» самостоятельно. Когда начнут получаться правильные звуки «р», то отрепетируйте их в разных сочетаниях и слогах. Например, повыговаривайте букву «р» с твердыми согласными «тр, др», затем в открытом слоге «ра, ро». В качестве слов-примеров давайте только знакомые слова. И вот когда вы разучили этот сложный звук, тогда приступайте к закреплению результатов. Пусть малыш почаще рычит, каркает, а потом проговаривает скороговорки.
|